Хорошая новость из Анапы: у берегов города и Темрюкского района закончилась очистка мазута с морского дна, рапортовали в оперштабе Кубани. Значит ли это, что гостям курорта теперь ничего не угрожает?
Виктор Левин
За девять месяцев, прошедших с декабря 2024 года, когда две старых посудины — танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозившие более девяти тысяч тонн мазута, переломились во время шторма, был не один победный рапорт о ликвидации мазутных пятен на дне и пляжах Анапы и окрестностей. О том, что с «отравой все нормально», говорили и некоторые волонтеры, и местные влогеры, желающие привлечь туристов на терпящий финансовое бедствие курорт. Однако официальные лица и органы не спешили с признанием липовых «побед».
По данным Минприроды, в море вылилось около четырех тысяч тонн нефтепродуктов. «Волгонефть-212» вовсе затонула со всем своим смертельно опасным грузом, а «Волгонефть-239» села на мель у берега с пробоиной в боку.
О масштабе и сложностях очистных работ говорят красноречивые цифры. За время после аварии водолазы совершили 21 591 погружение, собрав 22 451 мешок с мазутом общим весом более двух тысяч тонн. Сотрудники МЧС, аварийно-спасательного отряда «Кубань-СПАС» и Морспасслужбы работали на 19 участках общей протяженностью 14 километров и на расстоянии от 50 до 200 метров от берега. Мазут нередко собирали вручную, с помощью лопат. Когда позволяла обстановка, то использовали специальные «пылесосы» — эжекторные установки.
Сегодня возникает логичный вопрос: теперь-то пляжи Анапы полностью безопасны и открыты для купаний и загара?
Отнюдь нет.
Характерно, что на официальном сайте городской администрации Анапы нет новости о полной очистке морского дна, как нет и каких-либо сообщений о том, что Росприроднадзор признал пляжи безопасными.
Многочисленные паблики волонтеров, работающих на побережье, так же не спешат радоваться успехам по очистке морского дна. По их мнению, беда притаилась на береговой линии, где еще предстоит очистить тысячи тонн и километры песка. Ведь к старым выбросам с обоих нефтетанкеров прибавились новые!
Волонтеры штаба «Дельфины» и сегодня — снова на раскопках. Под песком и среди водорослей — толстые слои мазута. «Чистый, чёрный нефтепродукт, оставшийся после последних выбросов.» — пишут волонтеры. Поэтому и сворачивать работу никто не собирается.
Наоборот, волонтеры просят средства на развитие их деятельности. Первоочередная задача — собрать деньги на ремонт и выкуп снегоболотохода «Пионер».
«Этот снего-болотоход для нас больше, чем машина. Он — настоящий герой, пишут волонтеры:
* перевозит мешки с мазутом по суше и по воде,
* поднимается под углом 45° по разбитым дорогам,
* доставляет волонтёров и собранных для реабилитации птиц,
* работает сутками без отдыха.Но даже героям нужна передышка. Морская вода разъедает металл, а техника требует обслуживания. Сейчас наш механик Алексей занят профилактикой, но запчасти и расходники стоят дорого.»
Нам необходимо:
* закрыть долг и аренду «Пионера» — 444 000 руб.
* оплатить склад для хранения средств защиты — 170 000 руб.
* и главное — довести дело до конца: выкупить «Пионер» в собственность штаба или закрыть полностью аренду до завершения работ.
По словам эколога и общественного деятеля Асхата Каюмова, поднятые водолазами остатки мазута никак не гарантируют безопасности курорта, если берег остается загрязненным токсичными выбросами. И Анапа не получит «добро» от Роспотребнадзора, пока эксперты не убедятся в чистоте пляжей.
А кроме того, не решена главная проблема и угроза Черного моря — качество танкеров, перевозящих нефтепродукты.
«У нас серьезная проблема с флотом, и сейчас принимается решение о замене судов, о более жестких требованиях. Но это же не может произойти мгновенно — судостроительные компании должны построить танкеры, а это не быстро, поэтому риск разливов пока сохраняется» — говорит Асхат Каюмов.
Однако между «должны» и «построено» — дистанция огромного размера. В России нет ни одного предприятия, которое могло бы в короткие сроки построить современные танкеры в условиях санкций.
Напомним, что Росприроднадзор подал иски к владельцам затонувших танкеров в мае на общую сумму 84,9 млрд руб.
В августе 2025 года суд постановил взыскать с «Волгатранснефти», владеющей танкером «Волгонефть-239», более 35 млрд руб. Владельца танкера «Волгонефть-212» — ООО «Каматрансойл» — и фрахтователя судна — ООО «Кама Шиппинг» — суд обязал выплатить солидарно 49,5 млрд руб. ущерба. Позднее у двух последних компаний арестовали счета, пишет РБК.