Рост налогов, сборов и цен. Последствия снижения нефтегазовых доходов в казну РФ
Как бюджет России зависит от нефтиГде Минфин возьмет деньги?Какие налоги могут повысить в 2026 годуНевероятно, но факт: Россия слезает с нефтяной иглы. Глава Минфина Антон Силуанов обещает радикальное снижение доли нефтегазовых доходов уже в следующем году. «НИ» разобрались, поможет ли эта мера и кто в итоге заплатит за финансовую реформу.
Мария Соколова
Уже в 2026 году доля нефтегазовых доходов федерального бюджета снизится до скромных 22% — заявил министр финансов Антон Силуанов на Московском финансовом форуме.
— Доля нефтегазовых доходов в следующем году у нас уже будет около 20%. 22% — если быть точным. А раньше была под 50%, если вы помните.
По словам министра, это послужит основой для устойчивого роста экономики РФ и благосостояния населения. Что ж, снижение зависимости от углеводородов в условиях постоянного санкционного давления — это хорошо. Но кто оплатит реформу и решит ли она накопившиеся финансовые проблемы РФ?
Как бюджет России зависит от нефти
Сравнение доли нефтегазовых доходов с позабытыми временами, когда от них зависела половина бюджета, выглядит впечатляюще, но имеет весьма отдаленное отношение к реальности. Можно сказать, что эпоха тотальной сырьевой зависимости прошла еще в 2014 году, когда цены на нефть начали падать со 115 долларов за баррель до 30 долларов.
С нефтегазовой иглы мы стали слезать вынужденно, но люди от этого не разбогатели. На этот раз Минфин обещает не такое глубокое падение, но все же заметное.
Ежемесячный мониторинг исполнения федерального бюджета показывает, что по итогам июля 2025-го на нефтегазовые доходы приходится 27% от всех поступлений. Нас ждет очень существенное падение доходов от добычи и продажи углеводородов.
Бюджет на 2026 год еще будет меняться, но в нынешней предварительной версии указано, что из всех доходов на 41,841 трлн рублей на нефтегаз придется 10,564 трлн рублей, или 25,2%. Снижение этой доли до 22% означает, что Минфину придется где-то найти 1,36 трлн рублей.
Где Минфин возьмет деньги?
Если бы экономика России росла и развивалась, то вопросов и не было бы. Предприятия выпускают больше товаров и услуг, больше зарабатывают и платят больше налогов. Люди также получают более высокие зарплаты, с которых удерживают НДФЛ, и покупают больше товаров, попутно оплачивая НДС.
Но есть нюанс. Страна сейчас переживает, как говорит Антон Силуанов, «плановое охлаждение» экономики. Сам министр финансов рассказал Владимир Путину, что ВВП РФ по итогам 2025 года должен вырасти только на 1,5%. ЦБ в своем июльском прогнозе допускает рост экономики на 1%, а МВФ ожидает прибавку и вовсе только на 0,9%.
К сожалению, в данной ситуации МВФ может быть прав. В I квартале ВВП, по оценке Росстата, увеличился на 1,4%, во втором — на 1,1%, а к IV кварталу, если верить прогнозу ЦБ, рост и вовсе может упасть до ноля. Деньги сами собой рекой в бюджет не потекут. Да и спланированность такого охлаждения вызывает вопросы, ведь в бюджет на 2025-й и плановый период 2026–2027 годов заложен рост на 2,5%.
Остаются три источника финансирования дыры в бюджете. Во-первых, можно взять деньги из ФНБ, но свободных средств там немного — только 3,953 трлн рублей. Да и Минфин в ближайшие годы туда вообще не планирует запускать руку, увеличивая запасы на черный день. Можно вырастить госдолг. Но тут другие проблемы: рост заимствований сильно увеличит расходы бюджета на возврат долгов и выплаты немалых процентов. А еще можно повысить налоги и прочие сборы с населения и бизнеса.
Какие налоги могут повысить в 2026 году
Именно вариант с повышением налогов и других сборов выглядит наиболее вероятным. Сложно представить, чтобы власти урезали поддержку крупнейших нефтегазовых компаний: подсчеты «НИ» на основе данных Минфина показали, что за январь — август 2025 года выплаты в виде возврата акциза на нефтяное сырье, демпфера на поддержание цен на топливо и инвестиционной надбавки составили 1,75 трлн рублей.
Это очень большие деньги, но у нефтяников есть мощный аргумент в виде постоянно растущих цен на бензин и дизельное топливо. А в случае с «Газпромом» и так случилось невероятное: власти отказали Алексею Миллеру в финансовой поддержке для строительства «Силы Сибири — 2».
Вот и Reuters сообщает, что в РФ готовятся к повышению НДС для сокращения дефицита бюджета. Это одна из крупнейших статей дохода: за январь — июль 2025 года она принесла федеральному бюджету 5,46 трлн рублей. Для сравнения: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья принес 5,515 трлн рублей.
И провернуть трюк с повышением НДС несложно. Чтобы увеличить нагрузку на нефтегаз, придется бороться с влиятельными топами добывающих компаний. А НДС, в конце концов, оплачивают простые люди, раскошеливаясь на товары и услуги. Народ можно просто поставить перед фактом.
Правительство так уже поступало: с 1 января 2020-го НДС повысили с 18% до 20%. Если бы НДС в начале 2025 года увеличили также на 2 п. п., то это принесло бы бюджету дополнительные 936 млрд рублей. Это примерно то же самое, если бы каждый житель РФ, включая младенцев и пенсионеров, просто так разом заплатил бы государству 6,4 тыс. рублей.
Получить почти триллион рублей с помощью одного указа — очень соблазнительно. А оставшиеся дыры можно попробовать залатать другими инструментами. Например, с 1 ноября 2025 года Минпромторг без убедительного обоснования может кардинально увеличить утильсбор на автомобили.
Официальных подтверждений повышения налогов нет, но при желании законодатели могут очень быстро протащить через все инстанции нужный законопроект. С начала 2025 года, например, уже повысили налог на прибыль с 20% до 25% и ввели прогрессивную шкалу НДФЛ.
Когда эта финансовая стабильность с независимостью от нефти приведет к росту благосостояния — неизвестно. Но заплатить из своего кармана за такие перемены придется в самое ближайшее время.