«Это безобразие необходимо прекращать»Куда ушли нулевые урокиА если сократить число уроков?В российском образовании случилось страшное: впервые глава надзорного ведомства призвал упростить школьную программу, которая, по его словам, «стала непосильна для учеников». «Новые Известия» оценили последствия этого мужественного шага чиновника.
Виктор Левин
«Это безобразие необходимо прекращать»
Для начала процитируем то, что сказал Анзор Мусаев и что передали СМИ:
«Программы в школах перегружены до 30% неподъемными для учеников темами, это безобразие необходимо прекращать… Анализ экспертного сообщества вузов показал, что большинство предметов стандартной школьной программы от 15% до 30% перегружены темами, которые в Советском Союзе преподавались часто в конце второго курса университета», — сказал Музаев.
Заметим, что Анзор Мусаев — не новичок в среде федеральных чиновников высшего уровня. Этикет знает, и потому слово «безобразие» — отнюдь не эмоциональное преувеличение импульсивного вайнаха. «Тему, которую мы сейчас даем в школах в этом возрасте, [исходя] просто из оценки экспертов, кто занимается детской психологией, невозможно освоить», — сказал Музаев в ходе круглого стола «Качество образования — основа достижения национальных целей». Он отметил, что даже для учителей многие темы оказываются «неподъемными» и они просто пропускают их.
Судя по реакции Минпросвещения, Музаев наступил на больную мозоль школьного ведомства, которое распространило в ответ свое заявление по теме:
Куда ушли нулевые уроки
Добавим, что в конце августа Минпросвещения России установило единый режим работы школ на учебный год. Занятия должны начинаться не раньше 8:00 и завершаться не позднее 19:00, включая школы с двумя сменами. Приказом министерства были отменены так называемые «нулевые» уроки, которые могли начинаться раньше 8 утра.
— Администрация тюрьмы сделала послабление режима. — иронизирует мать ученицы 5 класса Ирина Г.- Теперь нам не надо вставать в пять утра, ехать через пол-Москвы в нашу спецшколу, чтобы успеть к нулевому уроку. Зато домашних и дополнительных заданий будет явно больше.
Вот, например, расписание уроков одной из школ Петербурга. Из него следует, что рабочий день школьника может только в стенах учебного заведения составлять около девяти часов. Но на последнем звонке он не заканчивается, поскольку в российской школе дают и домашние задания, которые занимают весь вечер ребенка. На занятия спортом, отдых, развлечения и просто свободное время времени не остается от слова «совсем», сокрушаются ученики и их родители. Оно и не мудрено, если в списке одновременно изучаемых предметов — 19 (!) позиций.
— Проблема не только в том, что самих предметов много и дети-гуманитарии зачем-то изучают в 11 классе химию, черчение и астрономию. — делится своим опытом отец двух школьников Виктор Д.- Каждый раз, когда мои дети получают тройки по тем или иным предметам, учителя говорят, что надо, дескать, нанимать репетиторов и подтягивать знания уже во внешкольном режиме. И многие родители ведутся на это.
Канадец Гарри Т. пять лет назад переехал в Россию и сегодня преподает английский в одном из колледжей Ростова. Для этого он даже закончил экстерном российский пединститут, чтобы получить национальный диплом учителя. Не чурается Гарри и частного репетиторства.
— Я не могу понять, зачем русских детей 11 лет мучают иностранными языками в школах, если к концу обучения 98 процентов из них не могут правильно говорить и понимать со слуха тот же английский?! — восклицает Гарри. — Причин две. Первая — скверные программы и методики преподавания, которые вообще не рассчитаны на результат. Вторая — низкий уровень образования самих учителей.
По словам Гарри, в такой ситуации не имеет значения, сколько уроков иностранного будет каждую неделю. Можно хоть каждый день заниматься, а толку — никакого. Среди его учеников есть те, кто и через пять-семь лет занятий в школах не знает ничего, кроме алфавита и набора из двух десятков расхожих фраз. Между тем российские учебники невероятно сложные! Например, есть масса заданий выбрать нужные синонимы. Среди. предлагаемых понятий на выбор — редкие слова из лексикона Шекспира, которых рядовой школяр знать не может!
Еще одна проблема — перегруженность классов. Если у вас в группе сидит по 30 человек, то преподавать иностранный язык — пустое дело… Но это не смущает Минпросвещения. Главное — отчитаться о проведении уроков.
Впрочем, слушая канадца Гарри, понимаешь, что аналогичные проблемы есть и в преподавании других предметов. Низкое качество программ и бессилие учителей школа перекладывает в итоге на семьи школьников, вынужденных компенсировать провалы за свой счет и с помощью репетиторов.
А если сократить число уроков?
На наш взгляд, сокращение числа уроков и домашних заданий возможно. Почему бы, например, Минпросвещению не изучить опыт советских школ олимпийского резерва, где число обязательных предметов было сокращено в угоду ежедневным двухразовым тренировкам юных спортсменов?
Автор этих строк сам закончил именно такую школу в 70-х годах прошлого века. Больше четырех уроков и минимума домашних заданий у нас никогда не было, потому что с 7 до 10 утра и с 17 до 19 часов мы занимались спортом. И это не помешало автору поступить в университет, закончив вуз с красным дипломом. Насколько известно, и другие бывшие спортсмены неучами по жизни никогда не были.
Ну, а пока Минпросвещения со скрипом пытается привести нагрузки детей к санитарным нормам, Алиса дает свои советы детям и их родителям: