Кто не успел — тот опоздал!Крапленый джокер из рукава МинпромторгаАвтоВАЗ открестился от новых ставок утильсбораКак и следовало ожидать, на авторынке возник новый коллапс: спрос на авто из-за рубежа вырос на 300% за неделю из-за новых поправок в законе об утильсборе — россияне выгребают последние приличные экземпляры в Японии, Корее и Германии, а на паромы и растаможку фиксируются огромные очереди.
Виктор Левин
Кто не успел — тот опоздал!
Есть на авторынке эксперты, которые заработали свою репутацию на том, что не врут и не обманывают клиентов, пытаясь продать битого утопленника со скрученным пробегом под видом «безупречного автомобиля из Германии», да еще и за полцены. Один из таких специалистов — автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов.
Как отмечает Чернов, всплеск интереса к пригону автомобилей с оформлением льготного утильсбора очевиден, однако поезд уже ушел, потому что практически невозможно осуществить ввоз машины из-за рубежа до 1 ноября.
«Скорее всего, никто не сумеет пригнать автомобиль до 1 ноября. В настоящее время приобрести и доставить машину за два месяца невозможно не из Китая, не из Кореи, не из Германии, не из США», — утверждает специалист.
Теоретически шанс остается лишь у тех, кто уже подобрал и оплатил транспортное средство в самом начале сентября. Все остальные должны кусать локти и сожалеть об упущенных возможностях. Так что бежать в офисы перегонщиков, пытаясь сыграть в лотерею с государством, явно не стоит.
Крапленый джокер из рукава Минпромторга
— Государство, по сути, оказалось шулером в игре с автобизнесом, — иронично замечает знакомый директор автосалона. — Год назад на резко выросший с 1 января 2025 года утильсбор попали юридические лица — импортеры автомобилей. Они взяли кредиты, закупили впрок автомобили, чтобы иметь запас по старой ставке утильсбора. Но в итоге рынок обвалился в 2025-м — на стоянках до сих пор ржавеют сотни тысяч непроданных авто 2023 и 2024 годов выпуска.
Итогом искусственного ажиотажа стало разорение многих дилеров. По данным исследования, проведенного «Автобизнесревю» совместно с «Газпромбанк автолизинг», в первой половине 2025 года свою деятельность прекратили 458 дилерских центров.
В исследовании подчеркивается, что в сегменте китайских автопроизводителей наблюдается значительное сокращение числа открытий новых шоурумов по сравнению с аналогичным периодом 2024 года — на 38% (287 против 460). При этом количество расторгнутых дилерских соглашений возросло почти в три раза (362 против 121).
Наиболее значительное снижение показателей среди городов с населением более миллиона человек отмечено в Ростове-на-Дону (сокращение на 29,3%), Воронеже (снижение на 18,8%, до 65), Волгограде и Самаре (уменьшение на 18,3% и 18,2% соответственно). Крупнейшие рынки также продемонстрировали отрицательную динамику: Москва (снижение на 11,1%, до 706 точек) и Санкт-Петербург (сокращение на 17,6%, до 365).
Однако на этом идеальный шторм не закончился. Осенью 2025 года Минпромторг решил, что пора достать еще одного джокера, изменив правила игры. Так и родился проект решения об исчислении утильсбора с учетом мощности двигателя более 160 лошадиных сил. При этом под удар попали уже и физические лица, которых хотят лишить льготного утильсбора.
— Результат совершенно предсказуем: стоимость всех автомобилей вырастет в течение следующих месяцев на 10-20%, — подчеркивает наш собеседник. — А часть популярных машин с моторами от двух литров и мощностью более 160 сил может вообще уйти с рынка.
В качестве иллюстрации можно взять BMW X5: для трехлитровых модификаций 30D и 40D предполагаемая надбавка составит от 3,1 до 3,3 миллиона рублей. Учитывая, что текущая цена этих автомобилей находится в диапазоне от шести до девяти миллионов, такое дополнительное увеличение окажется запредельным. И куда пойдет потенциальный покупатель? Скорее всего, пойдет он выбирать между новыми китайскими машинами. Но и там его ждет большая неприятность: с учетом нового утильсбора модные нынче гибриды и электрички окажутся под запретом!
АвтоВАЗ открестился от новых ставок утильсбора
На вопрос, кому эти грабительские поборы выгодны, «Новые Известия» уже отвечали, что любимый до слез АвтоВАЗ ничего не выиграет, потому что все его машины слабее 160 сил. Прошла пара дней после нашей публикации — и уже глава тольяттинского гиганта Максим Соколов на церемонии открытия производственной линии Lada Iskra в Санкт-Петербурге, проходившей на площадке бывшего завода Nissan, признается: «Это точно не наша история!»
Однако Минпромторг ссылается на интересы неких отечественных производителей автомобилей. Каких именно, если главный производитель легковых авто открещивается от идеи нового утильсбора как черт от ладана?
АвтоВАЗу явно невыгодно терпеть бесконечные и многочисленные упреки граждан РФ в искусственном росте цен на иномарки. Ведь люди не стесняются в выражениях и более чем обидных оценках, читая про растущий как на дрожжах утильсбор.
Проблема приобретает политический характер. Зачем обычным гражданам работать, воевать, строить, если купить приличный автомобиль на свои кровные невозможно, если хорошие машины доступны только начальству и коррупционерам-жуликам, пишут люди?
В соцсетях уже распространяется петиция к премьеру Мишустину с требованием не подписывать документ Минпромторга.
— Все эти игры с утильсбором имели бы смысл, если бы в Минпромторг стояла очередь из мировых автогигантов, желающих построить свои заводы в России, — говорит автоэксперт Игорь Лемешев. — Но таковой очереди нет и в помине. За исключением «Хавэйл» и частично «Чери», китайцы также не стремятся открывать сборочные цеха, боясь санкций за чересчур плотное сотрудничество с Россией. Тогда зачем нам запретительный утильсбор? Просто чтобы бюджет пополнять?
На этом фоне весьма показательной стала новость о том, что «Чери» и вовсе может уйти с российского рынка.
Правда, на следующий день китайская корпорация, чьи продажи в РФ составляют четверть ее экспортных доходов, опровергла сообщение. Но сомнения в истинности этих заверений остались. Ведь, помимо американских и европейских санкций, производителям из Поднебесной точно так же невыгодны запредельные ставки утильсбора, как и рядовым россиянам. Они активно переходят на гибриды и электрички, наращивают мощности своих обычных моторов. Но кто сможет покупать чудеса современной техники в РФ? И не получится ли так, что ничтожные объемы продаж рано или поздно не перевесят риска нарваться на санкции.
Вот тогда точно Россия останется без всяких автомобилей. И без таможенных пошлин, НДС, акцизов и утильсбора — тоже. Ведь скупой платит дважды, а скупой фискал не получает ничего.