Конечная цель — Петербург: проложен новый маршрут из Азии в Европу

.

Конечная цель — Петербург: проложен новый маршрут из Азии в Европу

Арктика открывается, меняя геополитическую карту.

Трансарктический транспортный коридор Азия-Европа начинает эксплуатироваться в рабочем режиме. Уже в ближайшую субботу из китайского порта

Нинбо-Чжоушань, считающегося самым загруженным в мире, в рейс по Северному морскому пути должен отправится контейнеровоз Istanbul Bridge, принадлежащий компании Sea Legend Line. Ожидается, что после заходов в порты Феликстоу (Великобритания), Роттердам (Нидерланды), Гамбург (Германия) и Гданьск (Польша) он ориентировочно 17–20 октября завершит маршрут в Санкт-Петербурге.

При этом важно отметить, что это уже не пробный разовый рейс, которые бывали и ранее, а начало регулярного сообщения по новому транзитному маршруту, что глобальным образом меняет расклад сил в международной логистике.

Новый маршрут будет сложнее, чем пробные рейсы, и охватит больше портов, отмечает Politico. По оценке основателя американского Арктического института Мальте Хамперта, которое приводит издание, это уже больше напоминает традиционные морские пути перевозок.

«В целом Арктика открывается. Двадцать лет назад она была заморожена, но теперь, когда льды тают, появился интерес. Это первый регион, где изменение климата меняет геополитическую карту», — констатирует эксперт, отмечая, что компании из КНР сейчас активно накапливают опыт и обучают экипажи для работы в высоких широтах.

Конечная цель — Петербург: проложен новый маршрут из Азии в Европу

«Решительный ответ дан»: к РФ приставлен «Восточный часовой»Узнать подробнее

При этом использование ледоколов, в строительстве и эксплуатации которых Россия занимает лидирующие позиции в мире, позволяет сделать навигацию по СМП круглогодичной.

Контекст. Северный морской путь — судоходный маршрут, проходящий вдоль берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово). Он почти в два раза короче других морских путей из портов Дальнего Востока в Европу. К примеру, от Владивостока до Санкт-Петербурга через Суэцкий канал — 23,2 тыс. километров, а по Севморпути — 14,3 тыс. километров.

«РосБалт» уже рассказывал, что Трансарктический коридор стал одной из главных тем юбилейного X Восточного экономического форума. Президент России Владимир Путин назвал его развитие особо значимой темой как для Дальнего Востока, так и для всей нашей страны, а также для Евразийского континента в целом.

«Мы видим, что заинтересованность в этом маршруте растет. Как со стороны российских компаний, работающих в Арктике, так и со стороны иностранных перевозчиков. Причем речь идет не только о единичных, разовых транзитах, а о формировании устойчивой грузовой базы», — заявил глава государства, выступая 5 сентября на пленарном заседании ВЭФ-2025.

Всего в навигацию 2025 года иностранные компании выполнят по Севморпути более 20 контейнерных рейсов, рассказал на ВЭФ-2025 заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов. При этом он отметил, что наибольший вклад в контейнерные перевозки начинают вкладывать как раз иностранные компании.

Конечная цель — Петербург: проложен новый маршрут из Азии в Европу

Выплаты в цифровых рублях: когда и кому ждать в ПетербургеУзнать подробнее

«В 2024 году у нас за всю навигацию состоялось 14 таких рейсов. Это в основном рейсы между российскими и китайскими портами. 14 рейсов — это в два раза больше, чем в 2023 году. В этом году мы ожидаем, что таких рейсов будет значительно больше 20. Это свидетельствует о том, что судоходные компании оценивают перевозки по СМП как экономически эффективные, выгодные и безопасные», — подчеркнул Панов.

Китай, как крупнейший мировой экспортер, особо заинтересован в появлении новых транзитных маршрутов. При этом КНР, считающая себя арктической державой, готова совместно с Россией развивать транспортную инфраструктуру в Заполярье.

«В последние годы международное сообщество уделяет все больше внимания перспективам использования Северного морского пути, который обладает потенциалом стать важным маршрутом международной торговли. Китай готов совместно с прибрежными государствами Северного Ледовитого океана, включая Россию, а также другими заинтересованными странами укреплять международное сотрудничество в области строительства и эксплуатации инфраструктуры арктического маршрута, совместно продвигать его освоение и использование, а также защищать окружающую среду вдоль маршрута», — заявили агентству ТАСС в МИД КНР.

Рост интереса к СМП подтверждается статистикой: по данным на конец мая 2025 года, российские власти зафиксировали 196 заявок на транзит, что означает рост активности иностранных судоходных компаний на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, сообщает отраслевой портал Breakbulk.News, специализирующийся на аналитике международной логистики.

По прогнозам Минвостокразвития РФ, Северный морской путь к 2030 году сможет обеспечить ежегодный грузооборот до 100 млн тонн, что приведет к снижению стоимости перевозок.

Михаил Макаров